
Недалеко ушли: почему российский продукт — это копирка зарубежных продуктов
Аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza проанализировала ситуацию на рынке России. Аналитика демонстрирует, что за период проведения СВО, а именно с марта по июнь 2022 года, в результате постоянных пакетов санкций более 110 тысяч компаний перестали функционировать на рынке. По сравнению с таким же периодом прошлого года, это на 17,5 процента больше.
Материалы не попавшие на сайт мы выкладываем в нашей Viber-группе и Telegram-канале. Обязательно проверь!
В число компаний, которые прекратили деятельность в стране, входят как локальные, так и зарубежные бренды. Причины закрытия разные, но имеют один и тот же корень — санкции и нестабильное экономическое состояние рынка России. Среди официальных причин: банкротство, реорганизация, потеря поставщиков или клиентов, боязнь закрытости экономики, давка Запада, неутешительные прогнозы аналитиков по поводу будущего развития бизнеса на территории России.
Реакция властей вполне оптимистическая: предложение новой стратегии, которая нацелена на реабилитацию национальных производителей и предпринимателей с целью сделать рынок сильнее. В рамках нового проекта органы видят только российские производства, а также продукты и сервисы российского происхождения. Одним словом, ориентация только на национальный продукт. Но власти также не учли перечень условий нужных для реализации плана создания монопродукта в России.
Во-первых, нужно стандартизировать продукцию по ключевым параметрам. Создать нормы, которым должна отвечать продукция. Зарубежные страны, перед тем как присутствовать на рынке, подтверждают высокое качество, соответствие нормам. У нас же предпочитают быстроту принятия решений. Чаще всего процессы сертификации проходит мимо. Такой подход небезопасен, в первую очередь, для потребителей.
Во-вторых, нужна денежная поддержка от государства: специальные законопроекты, которые позволяют создавать благоприятный климат для предпринимателей. Тогда каждый заинтересованный будет мотивированным, иметь подушку безопасности и хотеть сделать качественный продукт. К сожалению, сейчас нет возможности финансировать начинающих бизнесменов. Направление от государства, куда двигаться есть, но реальных инструментов достижения целей нет.
В-третьих, необходимо предварительное создание идей конкурентоспособных брендов и рабочих концепций. Чтобы российский продукт можно было узнать из тысячи. И сейчас это является проблемой номер один. Из-за нехватки времени, российские производители начали работать по накатанной: берут идею заграничного продукта, меняют название торговой марки, полностью копируют технологию или рецептуру, потом выпускают продукт под видом “сделано в России”. Такой подход касается большинства сфер. Например, в киноиндустрии вообще не церемонятся, а транслируют на сеансах голливудские фильмы, которые официально еще даже не вышли.
В российских кинотеатрах начали показывать «кинопродукт» — российские фильмы вместе с голливудскими. При чем голливудские фильмы извлечены с пиратских сайтов, ведь официальных премьер еще не было. Киносети «Синема парк» и «Формула кино» уже афишировали выход российского «Кощей. Начало» и «Миньоны: Грювитация» (Universal). Гендиректор киносети Алексей Васянин прокомментировал, что в кинопродукт будет включаться российский фильм и «зарубежные видеоматериалы».
Как бы государство не хотело идентифицировать продукцию российского происхождения, как что-то аутентичное и неповторимое, российские бизнесмены слишком привыкли к заграничным шаблонам и бюджетам. Сейчас большие производители хотят подзаработать на неостывшем интересе потребителя к иностранным продуктам. Но вместе с тем, создается впечатление, что национальные продукты, это по сути, копии и аналоги уже существующих где-то за границей.
Почему российский продукт уступает зарубежному?
Российский продукт дороже. Из-за того, что зарубежные компании могли экономить на эффекте масштабе, изготовляя продукт на весь мир, российское производство тратит больше на создание единицы продукции. Более того, количество поставщиков уменьшилось, цены на сырье подросли — приходиться поднимать стоимость готового продукта. К сожалению, сегодня потребитель очень чувствителен к росту цены через кризисную ситуацию, поэтому дорожит каждой копейкой.
Российский продукт требует времени и специалистов. Чтобы переквалифицироваться в качественного производителя нужно много времени. Ведь речь идет о всех процессах: от станка или сырья (если это о производстве) до тренингов персонала или выбора студии (если это об услугах). Дело в стандартах. Нельзя продавать бургер, не будучи стопроцентно уверенным, что котлета сделана из свежего мяса. Точно так же, как нельзя крутить фильм, если нет лицензии или прямой договоренности с издателем.
Российский продукт требует денежных вложений. Пока военная операция будет прогрессировать, то ни о какой финансовой помощи предпринимателям и речи быть не может. Все деньги сконцентрированы на удержания военного и социального секторов. Даже те, кто имеет какие-то сбережения, не спешат вкладываться в бизнес. А если и начинают что-то делать, как правило, хотят сэкономить. В таком случае сразу видно, что проседает качество, внешний вид и становиться явным тактика “с целью заработать”.
Государственный проект остается проектом, ведь он не до конца продуман и не имеет достаточно ресурсов реализации. Зарубежные компании тем времени продолжают выходить из рынков, оставляя Россию без денежного притока, без рабочих мест, без предыдущего качества, ассортимента и удовольствия. Пока предприниматели России не изменят отношение к созданию новому, без копирки — новой эпохи предпринимательства и реабилитации рынка России не будет. Более того, будут накладываться еще большие санкции на незаконное использование запатентованной собственности.